КАК СОЗДАТЬ ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ВО ВРЕМЯ БЕСЕДЫ
Обычно мы налаживаем теплые отношения со своими близкими, друзьями, родными. Не стоит забывать, что создание доверительных отношений - важный этап и при создании делового партнерства.
Любое общение с родственниками ли, с друзьями или с незнакомым человеком начинается с установления контакта - взаимного доверия, как некоего внутреннего решения.
В детстве нас часто предостерегали: "Не подходи к незнакомым дядям и тетям, не разговаривай с незнакомыми людьми". В результате нам не приходится рассчитывать на кредит доверия со стороны незнакомых людей. Совершенно естественно, что каждый из нас при первой встрече быстрее или медленнее продвигается по некой условной шкале доверия, которая могла бы выглядеть примерно так:
Не доверяю и не хочу
Сомневаюсь, но хочу доверять
Хочу, но сомневаюсь
Хочу и доверяю
От вашего умения зависит лишь скорость прохождения по этой незримой шкале доверия от состояния настороженности к открытому и искреннему желанию общения.
Почему так важно установить контакт в самом начале разговора и поддерживать его во время дальнейшего общения?
Известный всем пример - вы хотите что-то купить в магазине, а продавцу до вас нет никакого дела. Что вы чувствуете при этом? Насколько легко и приятно вам общаться с таким продавцом? Велика ли вероятность, что он поможет вам подобрать наиболее подходящий для вас товар?
Вспоминается также анекдот: "Ты куда идешь?" - "В баню". - "А я думал, в баню". Собеседники элементарно не слышат друг друга.
Пока между вами и вашим партнером по общению не установлен контакт, дальнейший разговор бессмысленнен - добиться своей цели в таком разговоре вам будет очень сложно.
Что может помочь установить контакт?
Контакт устанавливается в первые минуты и даже секунды разговора и зависит от того, какое первое впечатление вы произвели на человека.
Первое впечатление невозможно предсказать. Но именно оно рождает доверие или недоверие к человеку. Мы можем до конца не осознавать, почему нас отталкивает или притягивает человек, но все мы это способны почувствовать.
Чтобы произвести приятное впечатление, вам надо пройти 3 шага - выглядеть соответствующим образом, использовать специальные техники для установления и поддержания контакта и, самое главное, настроиться на общение.
Как выглядеть?
Если сказать одним словом - ухоженным: одетым соответственно месту и времени, аккуратно причесанным, естественный макияж, ненавязчивый приятный запах.
Важно помнить, что основные процессы в первом контакте происходят на уровне чувств, которые вызывает ваш образ, имидж, интонации, запах. Ваша внешность не должна отвлекать собеседника от вашей речи.
Техники для установления и поддержания контакта.
Правило пяти пальцев контакта - в первые секунды разговора вам нужно использовать не менее пяти техник контакта:
1. Контакт глаз.
2. Улыбка.
3. Приветствие.
4. Обращение по имени.
5. Открытая поза.
6. Короткая дистанция.
7. Открытые жесты.
8. Подчеркивание общности.
9. Подчеркивание значимости.
10. Шутка, уместный юмор.
11. Комплимент.
12. Устранение помех и преград (будет лучше, например, если вы сядете за стол не напротив собеседника, а под углом 90 градусов).
13. Предложение помощи.
14. Подстройка по темпу речи, громкости, лексике, мировоззрению.
15. Проговаривание чувств, состояния ("Рада тебя видеть").
16. Телесный контакт (рукопожатие, а если вы знакомы с собеседником, то объятия, похлопывание по плечу).
Настрой на общение
Чтобы избежать при беседе напряжения, нужно начать с самой простой задачи: на время забыть обо всем, кроме чисто человеческого интереса к собеседнику. Сосредоточьтесь на вопросе: "Что в этом человеке мне нравится, что мне в нем интересно?" Позитивная энергия искреннего интереса - очень важная часть первого впечатления.
Если вам проще критиковать себя и других, вешать ярлыки, находить недостатки, бессознательно конкурировать с другими людьми - приготовьтесь к неудаче. Но если вы хотите овладеть искусством производить хорошее впечатление, то вам придется научиться создавать внутренние состояния симпатии, доброжелательности, "авансированного" доверия, научиться излучать внутреннюю улыбку.
Помните: доверие к вам - не статичная величина, в процессе вашего общения оно будет или расти, или таять. Поэтому взаимное доверие нужно поддерживать нужно на протяжении всего разговора.
Как узнать, установлен ли между вами и вашим собеседником контакт?
Если общение протекает легко и приятно, если вы чувствуете, что вас слушают и слышат, значит, контакт есть. Разумеется, вы должны отвечать тем же - быть искренне заинтересованным в собеседнике.
Елена Мулюкина
|